Статьи

Вспомогательные электронные системы

Вспомогательные системы автомобиля: электронные помощники

Все современные автомобили оснащены надежными и простыми тормозными системами. В шестидесятых годах были разработаны первые системы, призванные предотвращать блокировку колес. Водитель, чересчур резко затормозивший, получил возможность исправить положение. Антиблокировочные системы ABS уже устарели, но их функционал используется до сих пор.

Электронные приборы и системы, существующие в настоящее время, существенно снижают риск аварийной ситуации и помогают облегчить езду. ESP, EBD, BAS и TCS – каков же принцип их работы и что они собой представляют?

Антипробуксовочная система Traction Control (TCS) работает иначе, чем датчики ABS. Быстрое вращение каких-то колес, в то время как другие крутятся медленно, моментально рассматриваются ей, как буксование. Тормозное устройство тут же получает импульс на подтормаживание этих колес. Traction Control отличается от других тем, что даже небольшое улучшение ABS позволило полноценно влиять на торможение отдельных колес и на двигатель.

Конструкторская мысль на этом не остановилась. Электронщики разработали еще одного электронного помощника и назвали его «система стабилизации ESP». Electronic Stability Program активно препятствует заносам. Датчики применяются те же, что и у антипробуксовочной системы вкупе с ABS. Если колеса вращаются с различной скоростью, ESP уменьшает вращение нужных колес и тем самым стабилизирует автомобиль.

Дальше – больше. Способность электроники управлять тормозами и тягой двигателя была использована для имитации блокировки дифференциала. Была разработана система экстренного торможения Brake Assist. BAS реагирует на резкое, но неполное нажатие тормозной педали увеличением давления в тормозной системе еще до того, как тормоз, что называется, «уйдет в пол». При помощи BAS автомобиль останавливается очень быстро, намного уменьшая тормозной путь, особенно, если скорость движения высока. Устанавливается Brake Аssist только на тех авто, где есть система АBS.

Electronic Brake Differential – система распределения тормозных усилий. Она нужна, в основном, для авто, которые преимущественно двигаются по бездорожью. В теории, с ее помощью, возможно снять автомобиль с гладкого льда, если хотя бы одно колесо цепко держится за надежную поверхность. Суть действия такова – колеса, вращающиеся быстрее, притормаживают, а лишний крутящий момент передается остальным колесам при помощи дифференциала.

Есть еще одна ситуация, когда EBD приносит ощутимую пользу – в момент торможения при повороте. На внешние колеса нагрузка увеличивается, соответственно, внутренние при этом разгружаются, при этом появляется риск блокировки. Электроника «ловит» сигналы колесных датчиков и «сообщения» датчика ускорения или замедления. На их основании Electronic Brake Differential производит регуляцию давления жидкости, которая подводится к каждому из механизмов колес.

Любителям, недавно закончившим автошколу, умная электроника будет весьма полезна. Профессионалы не любят пользоваться такими системами, они предпочитают самостоятельно справляться со сложными ситуациями.